10 октября , 2019

Новый бухучет аренды: кто должен применять уже сейчас

Почему Минфин считает, что компании нарушают ПБУ

Минфин считает, что компании уже должны применять по аренде либо МСФО либо новый стандарт. Несмотря на то, что формально стандарт обязателен с отчетности за 2022 год (п. 48 ФСБУ 25/2018, утв. приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н).

Мнение Минфина объясняется требованиями ПБУ по учетной политике.  В нем сказано: если федеральные стандарты не устанавливают способ учета конкретной операции, то компания должна разработать его самостоятельно на основании МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Такое правило ввели в 2017 году.

В действующих ПБУ нет конкретного способа, как учитывать аренду. Поэтому компания еще в 2017 году должна была разработать способ учета исходя из МСФО. В данном случае это международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда». Способ учета нужно было зафиксировать в учетной политике. Есть и другой вариант — досрочно применять новый стандарт ФСБУ 25/2018. Это проще, чем самостоятельно разрабатывать способ учета.

Из мнения Минфина следует: компании, которые не применяют МСФО или новый стандарт по аренде, нарушают ПБУ. Причем многие бухгалтеры об этом и не догадываются. Это неудивительно, ведь чиновники не выпускали официальных разъяснений о том, что учет аренды нужно корректировать. Хорошая новость: у некоторых компаний есть возможность вести учет по-прежнему. Но даже таким организациям нужно изменить учетную политику. Об этом читайте дальше.

Как учитывать аренду по новым правилам

Рассмотрим учет на примере арендатора. Новый стандарт устанавливает два способа учета.

Первый способ

Раньше компании отражали в учете только текущие расходы по аренде. Кроме того, арендованный объект нужно было учитывать на счете 001. Нередко компании этого не делали и не раскрывали информацию об арендованных объектах в пояснениях. По отчетности не было видно, что есть арендованное имущество и обязательства по договору. Теперь компании, которые используют первый способ учета, будут отражать аренду на балансе.

На дату, когда компания получила объект, бухгалтер отражает в учете право пользования активом. Одновременно бухгалтер учитывает обязательство по аренде. Это задолженность компании по арендным платежам за весь срок договора аренды.

По какой стоимости учесть обязательство по аренде и право пользования активом? Это сумма будущих арендных платежей по договору. Но учесть их нужно по приведенной стоимости, которую определяют дисконтированием. Что это такое, читайте дальше. Что еще включить в стоимость права пользования активом — ниже.

Компания амортизирует право пользования объектом. Для этого нужно определить срок полезного использования объекта аренды. Если компания не будет выкупать объект, срок полезного использования равен сроку аренды.

Теперь разберемся, что такое дисконтирование. Допустим, вы положили на вклад в банке 1000 руб. Ставка по вкладу — 5 процентов. Через год сумма вклада с процентами будет равна 1050 руб. То есть сумма в 1000 руб., которую вы вложили, через год будет эквивалентна сумме в 1050 руб.

В примере с банком мы определили, сколько в будущем будет стоить сумма 1000 руб. В ситуации с арендой нужно, наоборот, рассчитать, сколько сегодня стоят платежи, которые компания в будущем уплатит по договору. Это называется дисконтированием. А ставка процентов, которую применяют при расчете, это ставка дисконтирования.

Например, через год компания должна уплатить арендную плату 250 000 руб. Чтобы определить, чему эквивалентна эта сумма сейчас, нужно ее умножить на коэффициент дисконтирования:

 

В данном случае, если использовать ставку 5 процентов, коэффициент равен 0,952381 (1 : (1 + 5 : 100)). Дисконтированная сумма составляет 238 095,25 руб. (250 000 × 0,952381).

Какую ставку дисконтирования использовать при учете аренды? Например, при аренде с выкупом применяют такую ставку, чтобы приведенная стоимость арендных платежей была равна рыночной стоимости объекта. Если таким образом ее рассчитать нельзя, то используют ставку, по которой арендатор берет или может взять займы на срок, сопоставимый со сроком аренды.

Дисконтированная стоимость меньше, чем сумма арендных платежей, предусмотренная в договоре. Поэтому компания учтет на балансе общую стоимость арендных платежей на сумму меньше, чем указано в договоре. В нашем примере это 238 095,25 руб. Но по завершении срока аренды в учете должна быть сумма арендных платежей, которую установили в договоре, — 250 000 руб. Для этого компания периодически увеличивает обязательство по аренде на проценты. Это нужно делать на отчетную дату или в зависимости от периодичности арендных платежей. Проценты определяют по ставке дисконтирования. Одновременно компания уменьшает обязательство по аренде на уплаченные арендные платежи.

На заметку

Что включить в стоимость права пользования активом

1. Сумму приведенной стоимости арендных платежей за весь срок действия договора.


2. Арендные платежи, которые компания перечислила арендодателю на дату получения объекта и до его получения.

3. Затраты, например, на доставку и подготовку объекта к использованию.


4. Оценочное обязательство по демонтажу и другим будущим затратам, которые арендатор должен будет понести согласно договору аренды.

Пример 1. Как учесть аренду по первому способу

Компания заключила договор аренды автомобиля на пять лет. Общая сумма арендных платежей составляет 1 652 000 руб. (без НДС, так как арендодатель применяет упрощенку). Ежегодный платеж равен 330 400 руб. Компания уплачивает его по истечении каждых 12 месяцев аренды. После того как завершится срок аренды, объект переходит в собственность арендатора.

Бухгалтер установил срок полезного использования автомобиля по правилам учетной политики компании — семь лет. Также бухгалтер узнал в банке, по какой ставке компания может получить кредит на сумму 1 652 000 руб. на пять лет — 10 процентов годовых. Эту ставку бухгалтер использует при расчете коэффициента дисконтирования.

Год

Коэффициент дисконтирования

Дисконтированная стоимость арендных платежей (руб.)

Первый

0,909091 (1 : (1 + 10 : 100)

300 363,67 (330 400 × 0,909091)

Второй

0,826446 (1 : (1 + 10 : 100)2

273 057,76 (330 400 × 0,826446)

Третий

0,751315 (1 : (1 + 10 : 100)3

248 234,48 (330 400 × 0,751315)

Четвертый

0,683013 (1 : (1 + 10 : 100)4

225 667,50 (330 400 × 0,683013)

Пятый

0,620921 (1 : (1 + 10 : 100)5

205 152,30 (330 400 × 0,620921)

Итого

 

1 252 475,71

 

На дату получения объекта бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ     01 субсчет «Право пользования активом»

КРЕДИТ     76 субсчет «Арендные обязательства»     1 252 475,71

- отразили право пользования активом и обязательства по аренде.

Бухгалтер начислил амортизацию за первый год аренды:

ДЕБЕТ     20     КРЕДИТ     02 субсчет «Амортизация права пользования активом»     178 925,10

(1 252 475,71 : 7 лет) - начислили амортизацию права пользования активом;

На конец первого года аренды бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ     20     КРЕДИТ     76 субсчет «Арендные обязательства»     125 247,57

(1 252 475,71 × 10%) - увеличили арендные обязательства на сумму процентов за первый год аренды;

ДЕБЕТ     76 субсчет «Текущие арендные платежи»     Кредит     51     330 400

- перечислили арендную плату;  

ДЕБЕТ     76 субсчет «Арендные обязательства»

КРЕДИТ     76 субсчет «Текущие арендные платежи»     330 400

- уменьшили арендные обязательства на сумму уплаченного арендного платежа.

Ежегодно бухгалтер будет делать аналогичные проводки. Проценты бухгалтер будет начислять на сальдо счета 76 субсчет «Арендные обязательства» на начало периода, за который их рассчитывает. Например, проценты по завершении второго года аренды бухгалтер отразит проводкой:

ДЕБЕТ     20     КРЕДИТ     76 субсчет «Арендные обязательства»     104 732,33

(1 252 475,71 + 125 247,57 – 330 400) × 10%

- увеличили арендные обязательства на проценты за второй год аренды.

Второй способ учета

Компания равномерно в течение срока аренды включает в расходы арендную плату. Право пользования активом и обязательство по аренде отражать в учете не нужно.

Пример 2. Как учесть аренду по второму способу

Компания заключила договор аренды офиса на срок 11 месяцев. Арендная плата составляет 150 000 руб. в месяц. Выкуп предмета аренды и сдача его в субаренду не планируются. Поэтому компания вправе применять второй способ учета аренды.

В договоре не указана стоимость объекта аренды. Согласно учетной политике в этом случае компания отражает объект на забалансовом счете по стоимости, равной сумме арендных платежей за период действия договора.

Бухгалтер сделал в учете проводку:

ДЕБЕТ     001     1 650 000

(150 000 × 11 мес.) - отразили объект на забалансовом счете.

Ежемесячно бухгалтер учитывает арендную плату в расходах:

ДЕБЕТ     26     КРЕДИТ     76     150 000

- отразили в расходах арендную плату.

На заметку

Как арендодатель ведет учет по новому стандарту

  1. 1.      Финансовая аренда

 

При такой аренде к арендатору переходят экономические выгоды и риски. Например, аренда считается финансовой, если договор предусматривает выкуп объекта по цене значительно ниже рыночной. При финансовой аренде компания списывает объект с баланса. Вместо этого бухгалтер отражает инвестицию в аренду — то есть платежи, которые получит за весь срок действия договора, по дисконтированной стоимости. Стоимость инвестиции периодически увеличивают на проценты по ставке дисконтирования и уменьшают на сумму полученных арендных платежей.

2. Операционная аренда

 

Это аренда, при которой к арендатору не переходят выгоды и риски. При такой аренде правила учета, по сути, не меняются по сравнению с действующими.

Когда можно применять второй способ учета аренды

Ситуация

Комментарий

Срок аренды составляет не более 12 месяцев

Например, компания подписала договор аренды на 11 месяцев. А потом постоянно пролонгируют договор на тот же срок. Можно ли в этом случае использовать второй, более простой способ учета? Корректнее все же использовать первый способ учета. Ведь по сути аренда становится долгосрочной (п. 9 ФСБУ 25/2018)

Стоимость объекта аренды — не более 300 000 руб.

Сравнивайте с лимитом 300 000 руб. рыночную стоимость без учета износа, то есть стоимость аналогичного нового объекта

Арендатор вправе применять упрощенный учет

Новый стандарт разрешает применять второй способ учета компаниям, которые ведут упрощенный бухучет. Например, это малые предприятия, у которых выручка не более 400 млн руб. и активы не превышают 60 млн руб. (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Но на самом деле такие компании до 2022 года могут вообще не применять новый стандарт по аренде. Они вправе разрабатывать учетную политику только исходя из требования рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008). Зафиксируйте в учетной политике, что отражаете арендованные объекты на счете 001, а платежи по аренде — на счете расходов, например, 26 или 44. Укажите, что такой способ учета вы установили исходя из требования рациональности

Как арендатору выбрать способ учета

Первый способ учета сложен. Второй способ простой, по сути, вы и сейчас учитываете аренду так же. Но использовать его можно, только если аренда краткосрочная, или стоимость объекта не более 300 000 руб., или компания вправе вести упрощенный учет.

Чтобы применять второй способ, должны выполняться еще два дополнительных условия. Первое — договор не предусматривает переход права собственности на предмет аренды к арендатору и выкуп объекта по цене значительно ниже рыночной. Второе — арендатор не планирует предоставлять объект в субаренду.

Что будет, если не применять новый стандарт или МСФО

Предположим, компания не разработала способ учета исходя из МСФО и не применяет новый стандарт по аренде. Аудиторы тоже читают журнал «Главбух». Поэтому если они и раньше не обращали внимание на учет аренды по прежним правилам, то теперь у них могут быть вопросы на проверке.

Зато у налоговиков вряд ли будут претензии, если компания не скорректирует учет аренды. Поэтому, если компанию не проверяют аудиторы и она не стремится сделать отчетность максимально достоверной, учет можно не менять.

С какого момента применять новые правила учета

Допустим, вы решили применять новый стандарт, чтобы сделать отчетность более достоверной. Удобнее использовать стандарт с 2020 года. Но если вас проверяют аудиторы, безопаснее изменить учет уже в 2019 году. В данном случае компания изменяет учетную политику в середине года. Можно обосновать это тем, что новый способ учета повысит достоверность бухгалтерской отчетностим (п. 10 ПБУ 1/2008).

Прежде всего, зафиксируйте в учетной политике, что вы применяете новый стандарт по аренде. Затем проверьте, по каким договорам у вас изменится учет. Для арендатора это договоры, по которым нужно применять первый способ учета. Исключение — если договор заканчивается в том году, в котором компания начала использовать новый стандарт, к этому договору его можно не применять (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Допустим, договор подпадает под первый способ учета и его заключили в прошлом году. Арендатор вправе не пересчитывать показатели отчетности. Отразите право пользования активом по рыночной стоимости и обязательство по аренде по приведенной стоимости тех платежей, которые компания еще не перечислила арендодателю (п. 50 ФСБУ 25/2018).

Если арендодатель будет применять новый стандарт, нужно скорректировать учет по договорам, которые считаются финансовой арендой. То есть пересчитать в связи с этим активы и обязательства так, как если бы компания с начала действия договора применяла новый стандарт. Это трудоемко. Поэтому оцените, будете ли вы применять новый стандарт аренды и делать такой пересчет.


Все новости


Подписка на новости



Наш адрес:

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116, офис № 109, тел./ факс: (861) 231-59-07, тел. (861) 231-04-26